13 марта 2009 года
№ 1-РЗ
ЗАКОН
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят
Народным Собранием (Парламентом)
Карачаево-Черкесской Республики
26 февраля 2009 года
(в ред. Законов КЧР
от 10.05.2010 № 19-РЗ, от 05.07.2011 № 37-РЗ,
от 18.05.2012 № 34-РЗ, от 31.07.2013 № 46-РЗ)
Настоящий Закон определяет отдельные направления и формы противодействия коррупции, правовые и организационные вопросы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также предусматривает меры по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений в Карачаево-Черкесской Республике в целях реализации Федерального законаот 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон).
(в ред. ЗаконаКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) коррупционное правонарушение - это деяние, обладающее признаками коррупции, установленными Федеральным законом, за которое действующим законодательством предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;
2) коррупциогенность - закрепленный в действующем нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта механизм правового регулирования, способный вызвать коррупционные действия и (или) решения субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей;
3) антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов - это выявление в действующих нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов с целью их последующего устранения;
(п. 3 в ред. ЗаконаКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
4) коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
(п. 4 в ред. ЗаконаКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
5) коррупционная норма - норма, содержащая коррупциогенные факторы.
(п. 5 в ред. ЗаконаКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
6) нормативные правовые акты Российской Федерации:
а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);
б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) муниципальные правовые акты.
(п. 6 введен ЗакономКЧР от 18.05.2012 № 34-РЗ)
2. Понятия, не установленные в части 1 настоящей статьи, используются в настоящем Законе в значениях, определенных Федеральным закономи другими федеральными законами.
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике
Правовую основу противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике составляют КонституцияРоссийской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закони другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, КонституцияКарачаево-Черкесской Республики, настоящий Закон и другие республиканские законы, иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики, муниципальные правовые акты.
Статья 3. Организация противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике
1. Глава Карачаево-Черкесской Республики:
(в ред. ЗаконаКЧР от 05.07.2011 № 37-РЗ)
1) определяет направления реализации государственной политики в области противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике;
2) осуществляет противодействие коррупции в Карачаево-Черкесской Республике в пределах своих полномочий.
2. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики обеспечивает разработку и принятие республиканских законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в пределах своих полномочий.
3. Правительство Карачаево-Черкесской Республики распределяет функции по противодействию коррупции между органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по поручению Главы Карачаево-Черкесской Республики.
(в ред. ЗаконаКЧР от 05.07.2011 № 37-РЗ)
4. Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
5. Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с ЗакономКарачаево-Черкесской Республики от 13 мая 2003 года № 22-РЗ "О Контрольно-счетной палате Карачаево-Черкесской Республики".
Статья 4. Координация деятельности в области противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике
1. В целях обеспечения координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике по решению Главы Карачаево-Черкесской Республики может быть сформирован межведомственный координационный совет Карачаево-Черкесской Республики по противодействию коррупции, а также иные координационные и (или) совещательные органы при Главе Карачаево-Черкесской Республики (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции).
(в ред. ЗаконаКЧР от 05.07.2011 № 37-РЗ)
В состав указанных органов включаются в установленном порядке представители территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и иные лица.
Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Главы Карачаево-Черкесской Республики, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Карачаево-Черкесской Республики, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Главы Карачаево-Черкесской Республики, Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
(в ред. ЗаконаКЧР от 05.07.2011 № 37-РЗ)
При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
2. Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей заинтересованных государственных органов, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.
3. Полномочия, порядок формирования и деятельности вышеназванных органов в области противодействия коррупции, их персональный состав утверждаются Главой Карачаево-Черкесской Республики, совещательных и экспертных органов - государственными органами, органами местного самоуправления, при которых они создаются.
(в ред. ЗаконаКЧР от 05.07.2011 № 37-РЗ)
Статья 5. Комиссии по противодействию коррупции в сфере нормотворчества
1. В целях содействия реализации мер по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики создается постоянно действующий межведомственный совещательный орган - Комиссия по противодействию коррупции в сфере нормотворчества (далее - Комиссия).
В состав Комиссии входят представители органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики (в том числе из Государственно-правового управления Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Отдела по реализации антикоррупционной политики Карачаево-Черкесской Республики), Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики (в том числе из Правового управления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики), Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики и, по согласованию, представители территориальных органов федеральных органов государственной власти.
(в ред. Законов КЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ, от 05.07.2011 № 37-РЗ)
Персональный состав Комиссии утверждается Главой Карачаево-Черкесской Республики.
(в ред. ЗаконаКЧР от 05.07.2011 № 37-РЗ)
2. Функциями Комиссии являются:
утверждение планов работы Комиссии;
организация проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение контроля за проведением, своевременностью, качеством и эффективностью экспертиз проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики на наличие в них коррупциогенных факторов;
(в ред. ЗаконаКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
выступление в средствах массовой информации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции в сфере нормотворчества;
выработка рекомендаций по предупреждению и противодействию коррупции в сфере нормотворчества;
рассмотрение проектов программ противодействия коррупции;
осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Законом и положением о Комиссии.
3. Организационное, техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется государственным органом Карачаево-Черкесской Республики, определяемым Главой Карачаево-Черкесской Республики.
(в ред. ЗаконаКЧР от 05.07.2011 № 37-РЗ)
Статья 6. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики
1. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики проводится при мониторинге их применения в целях выявления содержащихся в нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
(абзац первый в ред. ЗаконаКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики проводится также:
1) по решению Комиссии в случае длительного неприведения (более 3 месяцев) нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики в соответствие с заключением по результатам антикоррупционной экспертизы;
2) на основании соответствующего письменного обращения организации или гражданина в адрес руководителя органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики (далее - обращение);
3) по инициативе члена Комиссии.
(абзац второй в ред. ЗаконаКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
В случае направления обращения в адрес руководителя органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, указанное обращение передается в пятидневный срок в Комиссию.
2. Обращения граждан должны отвечать требованиям, которые установлены федеральным законом о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, и подлежат рассмотрению Комиссией в сроки, установленные указанным федеральным законом.
3. Комиссия имеет право отказать в назначении антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики в любом из следующих случаев:
если из содержания обращения невозможно установить, какой действующий нормативный правовой акт подлежит антикоррупционной экспертизе;
если указанный в обращении нормативный правовой акт утратил силу полностью или в части, упомянутой в обращении применительно к коррупционным факторам;
если результаты антикоррупционной экспертизы правового акта могут прямо или косвенно повлиять на ход следствия по уголовному делу либо на решение (приговор) суда.
4. Выписка из решения Комиссии о назначении антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики или об отказе в назначении такой экспертизы направляется инициатору обращения.
5. Антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта проводит рабочий орган Комиссии - экспертный комитет, персональный состав и порядок работы которого утверждается Комиссией.
Каждый член Комиссии имеет право предложить две кандидатуры в состав экспертного комитета с учетом положений настоящей части.
В состав экспертного комитета не могут входить руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений и унитарных предприятий Карачаево-Черкесской Республики.
Абзац исключен. - ЗаконКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ.
6. В решении Комиссии о назначении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта должны быть указаны:
срок проведения экспертным комитетом антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, который не может превышать трех месяцев с даты принятия Комиссией решения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта;
перечень вопросов, на которые экспертным комитетом должны быть даны однозначные ответы.
7. Заключение экспертного комитета подлежит опубликованию после его утверждения Комиссией в порядке и сроки, установленные Комиссией.
8. Если по результатам антикоррупционной экспертизы в нормативном правовом акте Карачаево-Черкесской Республики были выявлены коррупционные факторы, Глава Карачаево-Черкесской Республики или Председатель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в течение трех недель после опубликования заключения экспертного комитета о результатах антикоррупционной экспертизы правового акта принимают меры по внесению изменений в этот правовой акт или его отмене.
(в ред. ЗаконаКЧР от 05.07.2011 № 37-РЗ)
Статья 7. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики
1. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат все проекты нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, за исключением проектов, разработка которых вызвана необходимостью приведения нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики в соответствие с принятым федеральным законом, указом Главы Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации или решением суда, вступившего в законную силу.
(в ред. ЗаконаКЧР от 05.07.2011 № 37-РЗ)
Целью антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики является выявление и устранение, содержащихся в них коррупциогенных факторов на стадии разработки и согласования.
(в ред. ЗаконаКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным соответствующими органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, а также согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
(абзац третий в ред. ЗаконаКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
2. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики проводится:
а) специалистами и структурными подразделениями органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, государственных органов Карачаево-Черкесской Республики, обеспечивающими разработку проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики;
б) специалистами и структурными подразделениями органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, государственными органами Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющими контроль качества проектов нормативных правовых актов и (или) мониторинг их правоприменения;
в) в случае возникновения разногласий - Комиссией по противодействию коррупции в сфере нормотворчества, в порядке аналогичном установленному статьей 6настоящего Закона;
(в ред. ЗаконаКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
г) независимыми экспертами по собственной инициативе или по запросу (заказу) органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, государственных органов Карачаево-Черкесской Республики, организаций и граждан, заинтересованных в снижении коррупционных рисков, создаваемых нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
3. Непосредственными результатами антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики являются:
а) заключение по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта (в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта, в составе правового заключения или в качестве самостоятельного документа);
б) решение органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, его структурного подразделения по итогам рассмотрения указанного заключения.
4. Результатом решения по заключениям антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики является устранение выявленных коррупциогенных факторов посредством исключения данных норм в проекте нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики.
(часть 4 в ред. ЗаконаКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
Статья 7.1. Независимая антикоррупционная экспертиза
(введенаЗакономКЧР от 10.05.2010 № 19-РЗ)
1. В соответствии с Федеральным закономот 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики (проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики).
2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в действующем нормативном правовом акте Карачаево-Черкесской Республики (проекте нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
4. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов законодательных актов Карачаево-Черкесской Республики, а также проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу соответствующих органов государственной власти